Нередко спорные ситуации возникают между автотранспортной компанией и получателем груза в самом конце перевозки. Для регулирования возможных конфликтов разработаны нормативные документы, согласно которым должна производится погрузка и разгрузка товаров.
В первую очередь отправитель груза должен предупредить получателя о предстоящем заезде. Получив данную информацию, принимающая сторона должна создать благоприятные условия для разгрузки автотранспорта и приема товара. После получения груза получатель обязан очистить грузовик от загрязнений, а в случае транспортировки сырых животных продуктов, скоропортящихся грузов, птиц или животных произвести дезинфекцию подвижного состава.
Выдача груза в пункте назначения осуществляется в той же последовательности, в какой он был принят у отправителя. Производится подсчет мест, взвешивание, обмеры и другие операции.
Если груз вывозится централизованно из аэропортов, с железнодорожных станций, из портов, то его сдача грузополучателю проводится по правилам, установленным для каждого вида транспорта. Международные железнодорожные перевозки https://transportir.ru/services/zheleznodorozhnye-perevozki/, доставка автомобилем, судном или самолетом имеют свою специфику. Товары, доставленные в отдельных цистернах, контейнерах, секциях с неповрежденными пломбами и на исправных автомобилях, выдаются получателю без проверки грузовых мест, веса и состояния груза.
Принятые к транспортировке по стандартному весу штучные и тарные грузы выдаются получателю без взвешивания, проверка состояния и веса осуществляется только в случае повреждения.
Компания-перевозчик не несет материальной ответственности при расхождении веса, указанного в товарно-транспортных документах, если разница в весе не превышает:
- нормы, установленные Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии;
- нормы естественной убыли веса груза.
При обнаружении повреждений, недостачи или порчи в ходе проверки веса, состояния и количества товара, зафиксированных в акте, составленном на пути следования, компания-перевозчик должна определить размер фактической порчи, недостачи или повреждений груза. В спорных ситуациях к решению вопроса привлекаются эксперты. Их участие оплачивает:
- перевозчик, если потери произошли по вине автотранспортной компании;
- отправитель груза во всех других случаях.
По результатам проведенной экспертизы составляется акт с подписями всех присутствовавших. До прибытия эксперта получатель груза должен обеспечить его сохранность. Если получатель отказывается от приемки груза по причинам, которые не зависят от перевозчика, товар возвращается отправителю или другому получателю. Расходы на транспортировку возлагаются на отправителя.
Получатель груза должен известить отправителя об отказе от приема, сделать об этом отметку в ТТН и заверить всё подписью и печатью.
Если получатель отказывается от приема и не может получить от отправителя сведения о переадресации, он имеет право передать груз другой организации при необходимости срочной реализации товаров, сдать груз на хранение до получения указаний от отправителя или вернуть товар отправителю с полным возмещением оказанных транспортных услуг и выплатой штрафов.